ENG
РУС

Рынок авиаперевозок

Пассажиропоток в мире на регулярных рейсах вырос на 3,7% и составил 4,5 млрд человек.

Международный рынок пассажирских авиаперевозок

В 2019 году рост пассажирооборота в мире при выполнении воздушных пассажирских перевозок составил, по предварительным данным IATA, 4,2% по сравнению с 2018 годом. Пассажиропоток на регулярных рейсах вырос на 3,7% и составил 4,5 млрд человек.

Рост пассажирооборота замедлился по сравнению с прошлым годом. На развитие отрасли повлияло замедление мирового экономического роста, ослаб-ление международной торговли на фоне торговых войн и геополитическая напряженность в ряде регионов. Существенное влияние также оказала приостановка полетов воздушных судов Boeing 737 MAX.

Основными драйверами роста пассажирооборота были авиакомпании, базирующиеся в Азиатско-Тихоокеанском и Европейском регионах, показавших наибольшие темпы роста показателя.

Провозные емкости в мире в 2019 году увеличились на 3,5%, более медленными темпами по сравнению со спросом. В результате коэффициент занятости кресел достиг рекордного уровня – 82,4%.

По оценкам отраслевого информационного портала CAPA – Centre for Aviation, доля кресел низкобюджетных авиаперевозчиков на мировом рынке в 2019 году составила 32,9%, что на 0,4 п. п. выше, чем в 2018 году. Наиболее высокая доля кресел лоукостеров приходится на Европу – 41,7% от общего числа пассажиров, перевезенных авиакомпаниями региона. Затем следуют Латинская Америка – 39,6%, Северная Америка – 30,4% и Азиатско-Тихоокеанский регион – 29,7%.

На глобальном рынке пассажирских авиаперевозок продолжаются процессы консолидации и дальнейшей оптимизации. В 2019 году операционную деятельность прекратили 23 авиаперевозчика.

+4,2 %
Несмотря на замедление темпов, мировой пассажирооборот продолжил расти…
+4,9 %
… наиболее быстрыми темпами развивались авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона…
+7,4 %
… а среди национальных рынков – Россия
+ 7,8%
и Китай.
+3.5 %
Провозные емкости росли медленнее спроса…
82.4 %
… что привело новому рекордному уровню занятости кресел в мире…
85.2 %
… при наиболее высоком уровне занятости кресел в Европе.

Доходы отрасли, по предварительным данным IATA, составили 838 млрд долл. США, что на 3,2% больше, чем в 2018 году. Основную их часть (67,6%) составляют доходы от пассажирских перевозок.

Расходы мировой отрасли увеличились на 3,8% по сравнению с прошлым годом и составили 796 млрд долл. США. Динамика расходов отрасли обусловлена ростом объема перевозок и замедлением роста расходов на авиатопливо. Доля расходов на топливо составила 23,7% от общей суммы расходов отрасли (в 2018 году: 23,5%).

Цена барреля авиакеросина в долларах США в среднем по миру снизилась на 10,6% в отчетном периоде, однако показатель рентабельности по EBIT продолжил снижение по сравнению с прошлым годом, до 5,1% (в 2018 году – 5,7%). Уровень прибыльности различен по регионам: наиболее высокий показатель в Северной Америке – 9,6%, в Европе – 4,7%, по Азиатскому региону – 3,5%, в Латинской Америке – 3,6%, в Африке – 1,0%.

По предварительным оценкам IATA, чистая прибыль отрасли в 2019 году составила 25,9 млрд долл. США, на 5,1% ниже результата 2018 года. Больше половины мировой чистой прибыли приходится на регион Северной Америки, тогда как в Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке перевозки в 2019 году были убыточны.

Пассажиропоток на регулярных рейсах мировой отрасли

4,5 млрд чел.

Занятость пассажирских кресел по мировой отрасли

82,4 %
Источник: IATA.

Выручка мировой отрасли

838 млрд долл. США

Рентабельность по EBIT мировой отрасли

5,1 %
Источник: IATA.

Рентабельность по EBIT мировой отрасли по регионам, 2019 год, %

Распределение чистой прибыли мировой отрасли по регионам, 2019 год, %

Источник: IATA.

Стоимость авиакеросина и нефти

77,0 и 65.0 долл. США / барр.

Чистая прибыль мировой отрасли

25,9 млрд долл. США
Источник: IATA.

Российский рынок пассажирских авиаперевозок

Общий объем рынка Российской Федерации, включая авиаперевозки иностранных авиакомпаний из пунктов России, в 2019 году увеличился на 7,5% по сравнению с прошлым годом и составил 147,2 млн пассажиров.

В 2019 году российские перевозчики обслужили 128,1 млн пассажиров, превысив показатель прошлого года на 10,3%. Пассажирооборот достиг 323,0 млрд пассажиро-километров, увеличившись на 12,6%. Занятость кресел российских авиакомпаний осталась на стабильном уровне – 83,9% (на 0,1 п. п. больше, чем за прошлый год).

На рост российского рынка в 2019 году оказало влияние развитие, в том числе и традиционными авиаперевозчиками, низкобюджетных продуктов, таких как невозвратные и безбагажные тарифы, обслуживание без предоставления бортового питания, платный выбор мест и т. д. Кроме того, продолжающаяся цифровизация и упрощение процессов взаимодействия пассажиров и авиаперевозчиков повышают мобильность населения.

Приостановка поставок воздушных судов Boeing 737 MAX дала возможность российским авиаперевозчикам сбалансировать избыточные провозные емкости и ограничить их рост во второй половине 2019 года.

На внутренних линиях в 2019 году перевезено 73,1 млн пассажиров, что составляет 49,6% от общего пассажиропотока на российском рынке. Средняя занятость кресел составила 82,6%, на 0,2 п. п. ниже показателя прошлого года.

Одним из основных драйверов роста сегмента внутренних перевозок является стимуляция рынка со стороны низкобюджетного авиаперевозчика – авиакомпании «Победа», а также субсидирование региональных перевозок.

Сегмент международных перевозок продолжил расти опережающими темпами. На международных направлениях российские авиакомпании перевезли 55,1 млн пассажиров, на 16,3% больше, чем в 2018 году. Средняя занятость кресел российских авиаперевозчиков на международных линиях составила 84,9%, на 0,3 п. п. больше показателя прошлого года.

На рост международных перевозок оказало влияние стимулирование спроса и увеличение доступности перевозок за счет активного наращивания новых провозных емкостей основными игроками в первом полугодии, а также развитие международного трансфера.

Объем перевозок иностранных перевозчиков в отчетном периоде сократился на 8,2% по сравнению с прошлым годом, что в основном связано с корректировкой расписания по сравнению с увеличенными емкостями на период проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году в России, а также конкуренцией со стороны российских авиакомпаний, увеличивших провозную емкость и имеющих более низкую себестоимость перевозок.

С учетом перевозок, выполняемых иностранными авиакомпаниями, на международных направлениях в 2019 году было перевезено 74,1 млн пассажиров, что на 8,8% превышает результат предыдущего года.

По итогам 2019 года на долю четырех крупнейших игроков российского рынка приходится 65,5% от общего пассажиропотока. По сравнению с предыдущим годом структура российского рынка практически не изменилась.

Доля Группы «Аэрофлот» в 2019 году составила 41,3% от общего объема перевозок на российском рынке (в 2018 году – 40,7%). На «чистом» рынке1 доля Группы «Аэрофлот» составила 39,0%.

Ближайшими конкурентами Группы «Аэрофлот» являются Группа S7 (12,2%), «Уральские авиалинии» (6,5%), Группа «Ютэйр» (5,5%). Доля других российских авиакомпаний составила 21,6%. Доля иностранных авиакомпаний снизилась до 13,0% (в 2018 году – 15,2%) в связи с указанными выше факторами.

Пассажиропоток на российском рынке (с учетом иностранных авиакомпаний)

147,2 млн человек
Источник: ТКП, Росавиация.

Пассажиропоток на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)

128,1 млн человек
Источник: Росавиация.

Пассажирооборот на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)

323,0 млрд пкм
Источник: Росавиация.

Предельный пассажирооборот на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)

385,0 млрд ккм
Источник: Росавиация.

Занятость пассажирских кресел на российском рынке (без учета иностранных авиакомпаний)

84,9 %

Темпы роста* пассажиропотока российских и иностранных авиакомпаний в 2019 году

7,5 %
* По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Источник: ТКП, Росавиация.

Доля Группы «Аэрофлот» на российском рынке по пассажиропотоку (с учетом иностранных компаний), %

В общем пассажиропотоке На «чистом» рынке1
2015 2016 2017 2018 2019 2015 2016 2017 20182019
Международные перевозки 29,3 39,4 36,9 36,3 36,6 24,1 33,9 31,7 31,2 31,5
Внутренние перевозки 44,6 44,6 44,1 45,0 46,0 44,6 44,6 44,1 45,0 46,0
Всего 36,8 42,3 40,5 40,7 41,3 34,5 40,0 38,2 38,4 39,0
1. «Чистый» рынок – объем перевозок, учитывающий перевозки иностранных компаний, но исключающий международных транферных пассажиров, путешествующих со стыковкой в аэропортах Российской Федерации и, соответственно, не относящихся к локальному рынку страны.

Структура российского рынка авиаперевозок по пассажиропотоку, 2019 год

147,2 млн человек
Источники: ТКП, Росавиация.

Рынок грузовых авиаперевозок

Объем грузовых авиаперевозок на российском рынке (с учетом иностранных авиакомпаний)

1 248,9 тыс. тонн
Источники: ТКП, Росавиация.

Структура российского рынка грузовых авиаперевозок, 2019 год, %

Источники: ТКП, Росавиация.

Объем мирового рынка грузовых воздушных перевозок в 2019 году, по данным IATA, оценивается в 61,2 млн тонн, на 3,3% выше результата прошлого года. Доходы отрасли от грузовых перевозок снизились на 8,1% и составили 102,3 млрд долл. США.

Доля российских авиакомпаний в мировых грузоперевозках составила около 1,8%. Российские авиакомпании перевезли около 1,1 млн тонн грузов, что на 2,4% меньше, чем в 2018 году. Грузооборот российских авиакомпаний составил 7,4 млрд тонно-километров, что на 5,4% меньше, чем в 2018 году.

Международный сегмент российского рынка грузоперевозок показал снижение в 5,1% и составил 836,9 тыс. тонн. На этом сегменте российскими авиакомпаниями перевозится около 72,9% грузов. На внутреннем рынке Российской Федерации наблюдался рост объемов перевозок на 5,5%.

По итогам 2019 года Группа «Аэрофлот» занимает второе место с долей 25,4% (в 2018 году – 23,9%). На долю четырех крупнейших игроков приходится 76,7% от общего объема перевезенных грузов на российском рынке.

Добавить в мой отчет
Добавить в мой отчет
Мой отчет (0)
Мой отчет
Скачать страницу
Скачать страницу
Отправить страницу
Отправить страницу
Распечатать страницу
Распечатать страницу
Карта сайта
Карта сайта
Интерактивный анализ
Интерактивный анализ