Долгосрочная программа развития и система КПЭ
Долгосрочная программа развития (далее – ДПР) Группы «Аэрофлот» разработана в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 года № Пр-3086, утверждена решением Совета директоров ПАО «Аэрофлот» 2 декабря 2014 года (протокол № 8). Решением Совета директоров ПАО «Аэрофлот» от 13 декабря 2018 года (протокол № 10) одобрены в целом основные положения ДПР Группы «Аэрофлот» на период 2019–2023 годов, актуализированной на основании Стратегии Группы «Аэрофлот» до 2023 года. Актуализированы основные программные мероприятия ДПР. Решением Совета директоров ПАО «Аэрофлот» от 8 мая 2019 года (протокол № 18) утверждена ДПР Группы «Аэрофлот» на период 2019–2023 годов, актуализированная с учетом основных показателей стратегии развития ООО «Авиакомпания «Победа», плановых значений ключевых показателей эффективности Группы «Аэрофлот» на период 2019-2023 годов, а также показателей, характеризующих использование российских воздушных судов, развитие внутренних перевозок, новых региональных баз и международного хаба.
Основными целями ДПР являются обеспечение устойчивого долгосрочного развития Группы, повышение конкурентоспособности, формирование и развитие конкурентных преимуществ, повышение эффективности и финансовой устойчивости.
К основным задачам ДПР относятся:
- формирование перечня программных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития Группы;
- определение направлений и инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности Группы;
- анализ рисков и возможностей, связанных с достижением стратегических целей и реализацией мероприятий ДПР.
ДПР детализирует стратегические направления развития Группы и включает в себя перечень основных инициатив и программных мероприятий, направленных на реализацию Стратегии в среднесрочной перспективе. ДПР дополняет и расширяет ключевые стратегические инициативы, изложенные в Стратегии Группы «Аэрофлот» на период до 2023 года.
Основные мероприятия, направленные на реализацию ДПР в 2019 году:
- развитие в рамках мультибрендовой платформы Группы «Аэрофлот»;
- развитие сети маршрутов и парка воздушных судов;
- развитие производственной базы;
- реализация Программы инновационного развития Группы «Аэрофлот»;
- реализация инвестиционной программы;
- обеспечение потребности в трудовых ресурсах;
- повышение производительности труда.
В 2019 году актуализирована информация в части инвестиционной программы Группы «Аэрофлот», мультибрендовой платформы, корпоративного управления и системы управления рисками. Обновлены планы развития сети маршрутов, развития парка и производственной базы Группы «Аэрофлот», а также перевозок пассажиров по «плоским» тарифам на рейсах между Москвой и пунктами Дальневосточного федерального округа. Актуализированы мероприятия по повышению производительности труда ПАО «Аэрофлот» и план по трудовым ресурсам. Обновлены план мероприятий по оптимизации закупочной деятельности в Группе «Аэрофлот», план мероприятий по повышению экологичности и энергоэффективности Группы «Аэрофлот» и план по закупкам продукции у субъектов малого и среднего бизнеса.
В соответствии с «Письменной информацией о результатах аудита реализации Долгосрочной программы развития Группы «Аэрофлот» и достижения КПЭ» (№ 4735/20 от 10 апреля 2020 года) независимого аудитора – ООО «Центр научных исследований и аудита «ПАНАЦЕЯ»:
- проведенный аудит реализации ДПР Группы «Аэрофлот» по итогам 2019 года позволяет выразить мнение о достоверности значений фактических показателей результатов деятельности, достижения их плановых значений, степени выполнения программных мероприятий и эффективности целевого использования средств бюджетов в течение аудируемого периода;
- информация о фактических значениях ключевых показателей эффективности ПАО «Аэрофлот» и его дочерних и зависимых компаний по результатам 2019 года и степени достижения их плановых значений достоверна во всех существенных отношениях, расчеты произведены в соответствии с критериями, установленными локальными нормативными актами ПАО «Аэрофлот» и ДПР Группы «Аэрофлот», утвержденной Советом директоров ПАО «Аэрофлот» 8 мая 2019 года;
- плановые значения основных показателей результатов деятельности в целом достигнуты.
Система ключевых показателей эффективности
Перечень, веса и целевые значения КПЭ генерального директора ПАО «Аэрофлот» на 2019 год, отражающие систему КПЭ Компании, утверждены Советом директоров ПАО «Аэрофлот» 7 февраля 2019 года (протокол № 12).
С 2015 года перечень КПЭ генерального директора, их вес и целевые значения полностью соответствуют КПЭ Долгосрочной программы развития, транслируется на членов Правления ПАО «Аэрофлот» в целях их мотивации к достижению общих корпоративных целей, а также дополнен индивидуальными КПЭ заместителей генерального директора, иных членов, входящих в состав Правления. КПЭ остальных работников ПАО «Аэрофлот» утверждены приказом генерального директора от 22 июля 2019 года № 266 (с изменениями, утвержденными приказом от 17 октября 2019 года № 376).
В соответствии с директивами Правительства Российской Федерации система КПЭ ПАО «Аэрофлот» содержит финансово-экономические и отраслевые показатели, в том числе:
- КПЭ «Производительность труда (по Группе «Аэрофлот»)» – в соответствии с директивой Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года № 6362п-П13;
- КПЭ «Доля закупок у субъектов малого и среднего бизнеса», «Экономия энергетических ресурсов» и «Экологичность производства товаров и выполнения работ» введены в систему КПЭ ПАО «Аэрофлот» и включены в перечни КПЭ директоров департаментов по направлениям деятельности – в соответствии с директивой Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года № 6362п-П13;
- КПЭ «Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности (ИКПЭИД) (по Группе «Аэрофлот»)» – в соответствии с письмом заместителя министра Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 февраля 2012 года № 3142-ОФ/Д06 и директивой Правительства Российской Федерации от 3 марта 2016 года № 1472п-П13;
- КПЭ «Эффективность инвестиционной программы (по Группе «Аэрофлот»)» – в соответствии с директивой Росимущества от 14 августа 2014 года № ПФ-11/35029;
- КПЭ «Затраты на предельный пассажирооборот (CASK) (по Группе «Аэрофлот»)». В соответствии с решением Совета директоров ПАО «Аэрофлот» от 20 апреля 2017 года (протокол № 14) было признано достижение Обществом целевого показателя по снижению затрат в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 года № 2303п-П13 и от 4 июля 2016 года № 4750п-П13. В этой связи начиная с 2017 года задачей Общества является удержание достигнутого уровня затрат;
- КПЭ «Доля финансирования с господдержкой в общем объеме привлекаемого финансирования» – в соответствии с п. 2 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева от 11 июля 2015 года № АД-П36-4617 о включении показателя по привлечению инвестиционных ресурсов на рынке частного капитала.
Решением Совета директоров ПАО «Аэрофлот» от 20 апреля 2017 года (протокол № 14) в системе КПЭ показателем депремирования (блокирующим показателем) определено «Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа)».
Ед. изм. | 2018 | 2019 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вес, % | Цель | Факт | Уровень выполнения плана, % | Вес, % | Цель | Факт | Уровень выполнения плана, % | Причины отклонения (факт 2019 года к плану) | ||
Суммарная доходность акционеров (TSR) | % | 10 | 20 | -18 | 0,00 | — | — | — | — | — |
ROIC | % | 20 | 12,9 | 12,0 | 93,02 | — | — | — | — | — |
Долгосрочная задолженность / EBITDAR | — | 5 | 0,75 | 0,80 | 93,33 | — | — | — | — | — |
Доходность перевозок (RASK) | руб./ккм | — | — | — | — | 20 | 3,76 | 3,55 | 94,47 | Основная причина невыполнения плана по КПЭ RASK – это снижение фактических курсов валют по сравнению с плановыми, так как выручка от авиаперевозок на международных направлениях и по соглашениям с авиакомпаниями имеет значительную валютную составляющую: курс доллара США к рублю ниже плана на 7% (план – 69,6, факт – 64,7); курс евро к рублю ниже плана на 10% (план – 80,7, факт – 72,5). |
Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности (ИКПЭИД) | % | 10 | 100 | 100 | 100,00 | 10 | 100 | 100 | 100,00 | — |
Эффективность инвестиционной программы | — | 5 | 10,91 | 20,11 | 184,33 | 5 | 16,32 | 21,44 | 131,37 | Экономия в части инвестиционной программы Группы «Аэрофлот» за счет переноса сроков реализации проектов на 2020 год. |
Затраты на предельный пассажирооборот (CASK)* | цент/ ккм | 5 | 4,9 | 5,45 | 88,78 | 10 | 3,3 | 3,5 | 95,45 | Основной причиной невыполнения плана по КПЭ CASK, выраженного в центах США, является снижение курса доллара к рублю на 7% (против плана), таким образом рублевые расходы (ФОТ, амортизация, обслуживание в аэропорту и на трассе на внутренних авиалиниях и прочие) пересчитывались по меньшему курсу и их долларовый эквивалент оказался выше. |
Доля финансирования с господдержкой в общем объеме привлекаемого финансирования | % | 5 | 0 | 0 | 100,00 | 5 | 0 | 0 | 100,00 | — |
Пунктуальность рейсов | % | 5 | 87,0 | 89,9 | 103,33 | 10 | 87,0 | 94,8 | 108,97 | Проведение мероприятий совместно со структурными подразделениями ПАО «Аэрофлот» и сторонними компаниями по улучшению пунктуальности по отправлению/прибытию воздушных судов в базовый/внебазовые аэропорты и связанные с этим постоянно проводимые мероприятия. Кроме того, использование трех ВПП; меньшее количество закрытий ВПП на чистку в связи с нестандартной метеорологической обстановкой. |
Уровень безопасности полетов ПАО «Аэрофлот» | % | 15 | 99,957 | 99,974 | 103,95 | 20 | 99,957 | 98,932 | 0,00 | Невыполнение показателя связано с авиационным происшествием 5 мая 2019 года. |
Процент занятости кресел | % | 10 | 82,0 | 82,7 | 100,85 | 10 | 82,4 | 81,9 | 99,39 | Отклонение не существенно. |
Производительность труда | млн ккм/ чел. | 10 | 4,489 | 4,551 | 101,38 | 10 | 4,739 | 4,907 | 103,55 | Повышение производительности труда по Группе «Аэрофлот» обусловлено обеспечением бюджетных параметров роста объемов работ при сдерживании роста численности персонала. |
* Целевое значение рассчитывается без учета расходов на топливо.
По результатам работы за 2019 год большая часть КПЭ ДПР генерального директора ПАО «Аэрофлот» выполнена, комментарии по отклонениям приводятся в таблице выше.
Обновленная Стратегия Группы «Аэрофлот» до 2023 года предполагает ускорение развития. Реализация стратегии, особенно на начальном этапе, включая развитие региональных перевозок и вложения в создание регионального хаба и баз, окажет давление на финансово-хозяйственную деятельность и рентабельность Группы «Аэрофлот». Кроме того, дополнительное влияние может быть связано с волатильностью расходов на авиационное топливо и валютных курсов, в том числе под влияниям санкционных рисков.
В этой связи существующие обязательные финансово-экономические КПЭ – TSR, ROIC и финансово-экономический КПЭ «Долгосрочная задолженность / EBITDAR», ранее закреп-ленные в Долгосрочной программе развития Группы «Аэрофлот» и применяемые в системе мотивации генерального директора ПАО «Аэрофлот», не соответствующие обновленным стратегическим приоритетам развития Группы «Аэрофлот», заменены на «Доходность перевозок (RASK)» с увеличением весов показателей «Затраты на предельный пассажирооборот (CASK)», «Пунктуальность рейсов» и «Уровень безопасности полетов ПАО «Аэрофлот».
В целях обеспечения соответствия системы мотивации менеджмента стратегическим приоритетам Группы «Аэрофлот» в краткосрочном периоде Советом директоров ПАО «Аэрофлот» от 28 ноября 2019 года (протокол № 6), с учетом корректировки от 20 февраля 2020 года (протокол № 9), утверждены следующие КПЭ генерального директора ПАО «Аэрофлот» на 2020 год. Оценка исполнения КПЭ производится в соответствии с Положением о премировании руководителей и специалистов в ПАО «Аэрофлот».
Во исполнение директив Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № 12153п-П13 показатель «Производительность труда (по Группе «Аэрофлот»)», применявшийся до 2020 года, трансформирован в два показателя: «Темп роста общенациональной производительности труда (по Группе «Аэрофлот»)» и «Функциональная производительность труда (по Группе «Аэрофлот»)».
Перечень и веса КПЭ генерального директора на 2020 год соответствуют специфике и стратегическим приоритетам Группы «Аэрофлот» и согласованы Минтрансом России.
Целевые значения КПЭ генерального директора ПАО «Аэрофлот» на 2020 год
Ед. изм. | Вес, % | Цель | |
---|---|---|---|
Доходность перевозок (RASK) | руб./ккм | 20 | 3,64 |
Затраты на предельный пассажирооборот (CASK)* | цент/ккм | 10 | 3,53 |
Интегральный ключевой показатель эффективности инновационной деятельности (ИКПЭИД)** | % | 10 | 100 |
Эффективность инвестиционной программы | — | 5 | 19,08 |
Доля финансирования с господдержкой в общем объеме привлекаемого финансирования | % | 5 | 0 |
Пунктуальность рейсов | % | 10 | 87 |
Уровень безопасности полетов ПАО «Аэрофлот» | % | 20 | 99,957 |
Процент занятости кресел | % | 10 | 81,9 |
Функциональная производительность труда*** | млн ккм/чел. | 8 | 4,928 |
Темп роста общенациональной производительности труда | % | 2 | 5 |
* При расчете не учитывается фактор стоимости топлива.
** В соответствии с протоколом № 1 от 27 февраля 2018 года межведомственной рабочей группы по реализации приоритетов инновационного развития предусмотрена возможность выплаты премии по ИКПЭИД в полном объеме при отклонении фактического значения от планового не более чем на 10%.
*** Целевое значение сформировано на основании бюджета 2020 года.