Парк воздушных судов
Принципы развития парка воздушных судов Группы «Аэрофлот»
- эксплуатация максимально унифицированного парка (ограниченного количества типов в каждом из сегментов);
- эксплуатация молодого флота;
- увеличение средней кресельной вместимости и эффективности воздушных судов;
- увеличение доли современных воздушных судов отечественного производства.
Группа «Аэрофлот» на протяжении более десяти лет последовательно работает над омоложением и унификацией парка в целях повышения операционной, экологической и технической эффективности деятельности. В 2019 году Группа «Аэрофлот» эксплуатировала восемь типов воздушных судов , средний возраст парка составил 6,9 года. Флот авиакомпании «Аэрофлот» является одним из самых молодых в мире , по состоянию на конец 2019 года его средний возраст составил 5,0 лет.
Средний возраст флота авиакомпании «Аэрофлот»
Парк воздушных судов Группы «Аэрофлот» сформирован и развивается в соответствии с особенностями бизнес-моделей и маршрутных сетей каждой из авиакомпаний.
В отчетном периоде в парк Группы «Аэрофлот» поступило девять новых самолетов. За тот же период из парка было выведено 16 самолетов. Чистое уменьшение парка за год соста- вило семь воздушных судов. При этом, с учетом поступлений в течение предыдущего года, среднесписочная численность парка увеличилась на 5,5% по сравнению с предыдущим годом. По состоянию на конец 2019 года парк Группы «Аэрофлот» насчитывал 359 воздушных судов.
В 2019 году велась работа по подготовке к приемке новых широкофюзеляжных воздушных судов Аirbus A350, которые будут постепенно замещать самолеты Airbus A330. Первый из 22 законтрак- тованных лайнеров поступил в парк авиакомпании «Аэрофлот» в начале 2020 года.
Количество воздушных судов в парке Группы «Аэрофлот» на конец года

Средний возраст эксплуатируемого парка воздушных судов, годы

Типы воздушных судов в парке Группы «Аэрофлот»
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
5 типов | 4 типа | 1 тип | 3 типа |
2–3 класса обслуживания | 1–2 класса обслуживания | Монокласс обслуживания | 1–2 класса обслуживания |
Широкофюзеляжные | |||
![]()
|
|
||
Узкофюзеляжные | |||
Среднемагистральные | |||
![]()
|
|
|
|
Региональные | |||
![]()
|
— | — |
|
Структура парка Группы «Аэрофлот» по типам воздушных судов на 31.12.2019, %

Структура парка Группы «Аэрофлот» по авиакомпаниям на 31.12.2019, %

Парк Группы «Аэрофлот» по состоянию на конец 2019 года
Парк воздушных судов Группы «Аэрофлот»
Тип воздушного судна | Количество на 31.12.2018 | Изменение в 2019 году | Количество на 31.12.2019 | |
---|---|---|---|---|
ввод | вывод | |||
Широкофюзеляжные | 58 | 2 | –1 | 59 |
Airbus A330-200 | 5 | – | – | 5 |
Airbus A330-300 | 17 | – | –1 | 16 |
Boeing 777-300 | 5 | – | – | 5 |
Boeing 777-300ER | 22 | 2 | – | 24 |
Boeing 747-400 | 9 | – | – | 9 |
Узкофюзеляжные (среднемагистральные) | 244 | 7 | –13 | 238 |
Airbus А319 | 35 | – | –5 | 30 |
Airbus А320 | 85 | 1 | –4 | 82 |
Airbus А321 | 37 | – | –4 | 33 |
Boeing 737-800 | 87 | 6 | – | 93 |
Узкофюзеляжные (региональные) | 64 | – | –2 | 62 |
DHC-6-400 | 3 | – | – | 3 |
DHC-8-200 | 2 | – | – | 2 |
DHC-8-300 | 4 | – | –1 | 3 |
DHC-8-400 | 5 | – | – | 5 |
Superjet 100 | 50 | – | –1 | 49 |
ИТОГО | 366 | 9 | –16 | 359 |
Примечание. Без учета одного самолета Ан-24, не эксплуатировавшегося в 2018 и 2019 году. |
Развитие парка воздушных судов авиакомпании «Аэрофлот»
Парк авиакомпании «Аэрофлот» включает пять типов воздушных судов. Самолеты имеют от двух до трех классов обслуживания пассажиров на борту. Различная вместимость классов Бизнес и Эконом в сопоставимых узкофюзеляжных воздушных судах позволяет эффективнее управлять емкостями и оптимизировать занятость кресел в зависимости от спроса на конкретном направлении.
В отчетном периоде в парк Аэрофлота поступили два новых широкофюзеляжных самолета Boeing 777-300ER. За год чистое уменьшение парка составило восемь воздушных судов. По состоянию на конец 2019 года парк авиакомпании «Аэрофлот» насчитывал 245 воздушных судов, в том числе 40 широкофюзеляжных, 156 узкофюзеляжных среднемагистральных и 49 узкофюзеляжных региональных.
Парк воздушных судов авиакомпании «Аэрофлот»
Тип воздушного судна | Количество на 31.12.2018 | Количество на 31.12.2019 | Изменение |
---|---|---|---|
Широкофюзеляжные | 39 | 40 | 1 |
Airbus A330-200 | 5 | 5 | – |
Airbus A330-300 | 17 | 16 | –1 |
Boeing 777-300ER | 17 | 19 | 2 |
Узкофюзеляжные (среднемагистральные) | 164 | 156 | –8 |
Airbus A320 | 80 | 76 | –4 |
Airbus A321 | 37 | 33 | –4 |
Boeing 737-800 | 47 | 47 | – |
Узкофюзеляжные (региональные) | 50 | 49 | –1 |
Superjet 100 | 50 | 49 | –1 |
Итого | 253 | 245 | –8 |
Структура парка авиакомпании «Аэрофлот» по типам воздушных судов на 31.12.2019, %

Парк авиакомпании «Аэрофлот» по состоянию на конец 2019 года
![]() Широкофюзеляжных | ![]() Узкофюзеляжных среднемагистральных | ![]() Узкофюзеляжных региональных |
40 | 156 | 49 |
Парк воздушных судов дочерних авиакомпаний
Авиакомпания «Россия» в течение года эксплуатировала узкофюзеляжные воздушные суда семейства Airbus A320 на регулярных рейсах, Boeing 737-800 – на регулярных и чартерных. На щирокофюзеляжных воздушных судах Boeing 777 выполнялись регулярные рейсы (в города Дальнего Востока, курорты черноморского побережья, Бангкок, Денпасар, Коломбо), на Boeing 747 – чартерная программа и ряд регулярных рейсов на Дальний Восток России. По состоянию на конец 2019 года парк «России» насчитывал 61 воздушное судно.
Парк низкобюджетной авиакомпании «Победа» состоит из одного типа воздушных судов – узкофюзеляжных Boeing 737-800 в единой компоновке монокласс. В отчетном периоде авиакомпания получила шесть новых лайнеров Boeing 737-800. По состоянию на конец года парк лоукостера увеличился до 30 воздушных судов.
Авиакомпания «Аврора» эксплуатирует узкофюзеляжные воздушные суда Airbus A319 на регулярных линиях и турбовинтовые самолеты DHC-8 и DHC-6 для местных перевозок. По состоянию на конец 2019 года парк «Авроры» насчитывал 23 самолета.
Тип воздушного судна | Количество на 31.12.2018 | Количество на 31.12.2019 | Изменение |
---|---|---|---|
Авиакомпания «Россия» | 65 | 61 | –4 |
Boeing 777-300 | 5 | 5 | – |
Boeing 777-300ER | 5 | 5 | – |
Boeing 747-400 | 9 | 9 | – |
Airbus A319 | 25 | 20 | –5 |
Airbus A320 | 5 | 6 | 1 |
Boeing 737-800 | 16 | 16 | – |
Авиакомпания «Победа» |
24 | 30 | 6 |
Boeing 737-800 | 24 | 30 | 6 |
Авиакомпания «Аврора» |
24 | 23 | –1 |
Airbus A319 | 10 | 10 | – |
DHC-6-400 | 3 | 3 | – |
DHC-8-200 | 2 | 2 | – |
DHC-8-300 | 4 | 3 | –1 |
DHC-8-400 | 5 | 5 | – |
Итого |
113 | 114 | 1 |
Парк воздушных судов
Широкофюзеляжные
дальнемагистральные

Airbus A330-300
- Длина, м 63,69
- Размах крыла, м 60,3
- Количество мест 293-302
- Макс. взлетная масса, кг 230 000
- Двигатели RR Trent 772B
- Дальность полета, км 9 500
Количество
16 ед.
Топливная эффективность
Важным преимуществом эксплуатации молодого парка воздушных судов является высокая топливная эффективность, что в свою очередь позволяет также уменьшить негативное влияние на окружающую среду, существенно снизив уровень выбросов CO2 и NOХ в атмосферу.
В 2019 году удельный расход топлива в расчете на предельный пассажирооборот по Группе «Аэрофлот» снизился на 0,2 грамма (или 0,9%) по сравнению с предыдущим годом, до 22,3 грамма на кресло-километр (г/ккм). По авиакомпании «Аэрофлот» показатель увеличился на 0,1 грамма (или 0,4%) и составил 23,1 г/ккм.
Удельный расход топлива в расчете на выполненный тоннокилометраж по Группе «Аэрофлот» увеличился на 2,5 грамма (или 0,9%) по сравнению с предыдущим годом, до 277,0 грамма на тонно-километр (г/ткм). По авиакомпании «Аэрофлот» показатель увеличился на 8,3 грамма (или 2,9%) и составил 291,8 г/ткм.
Удельный расход топлива по Группе «Аэрофлот»
Удельный расход топлива по авиакомпании «Аэрофлот»
Производственный налет часов
Группа «Аэрофлот» поддерживает высокий уровень эффективности эксплуатации парка воздушных судов. На фоне роста производственной программы в отчетном периоде налет часов по парку воздушных судов увеличился на 9,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 226 тыс. часов. По парку авиакомпании «Аэрофлот» показатель увеличился на 7,0%, до 834 тыс. часов.
Показатель среднесуточного налета по парку воздушных судов Группы «Аэрофлот» в отчетном периоде увеличился до 9,3 часа (в 2018 году – 8,9 часа). По парку авиакомпании «Аэрофлот» среднесуточный налет часов составил 9,2 часа.
Производственный налет Группы «Аэрофлот»

Среднесуточный налет по парку Группы «Аэрофлот» в эксплуатации
