ENG
РУС

Маршрутная сеть

Основные приоритеты развития маршрутной сети

  • обеспечение транспортной доступности регионов;
  • удобство для пассажиров, путешествующих без пересадки;
  • открытие новых направлений на крупных рынках с высоким трансферным потенциалом;
  • дальнейшее развитие структуры хаба в аэропорту Шереметьево.
  • оптимизация целевых стыковок на межконтинентальных авиалиниях (Азия – Европа, Северная Америка – Ближний и Средний Восток) и межрегиональных (Дальний Восток / Урал – Центр / Юг);

Развитие маршрутной сети Группы «Аэрофлот» 1

Группа «Аэрофлот» продолжает сбалансированное развитие маршрутной сети на основе мультибрендовой модели, обеспечивающей максимальное покрытие рынка авиаперевозок и присутствие в различных ценовых и региональных сегментах.

Стратегия развития сети основана на постепенном увеличении частоты рейсов по наиболее востребованным направлениям и улучшении стыкуемости посредством формирования волнового расписания в основном хабе – аэропорту Шереметьево, что способствует повышению удобства для пассажиров. Открытие новых направлений осуществляется по результатам анализа спроса, конкурентной среды и экономической эффективности линии как с учетом прямого пассажиропотока, так и с учетом вклада в синергию маршрутной сети. Компания учитывает долгосрочные перспективы развития данных рынков, в том числе потенциал увеличения частотности.

Результатом развитой сети является транспортная доступность регионов и их связь со странами зарубежья, что важно для экономического роста и развития страны.

Парк авиакомпании «Аэрофлот» по состоянию на конец 2019 года

2018 2019Изменение, %
рег. чарт. всего рег. чарт. всего рег. чарт.всего
Международные 143 150 250 144 128 236 0,7 –14,7 –5,6
Внутренние 145 92 185 126 68 153 –13,1 –26,1 –17,3
Среднемагистральные 260 232 398 242 185 350 –6,9 –20,3 –12,1
Дальнемагистральные 28 10 37 28 11 39 10,0 5,4
Итого 288 242 435 270 196 389 –6,3 –19,0 –10,6

Примечание. В 2018 году авиакомпании Группы также выполняли регулярные рейсы по 30 маршрутам на внутренних линиях межу городами проведения чемпионата мира по футболу.

В 2019 году сетевые авиакомпании Группы «Аэрофлот» («Аэрофлот», «Россия» и «Аврора») выполняли полеты по 270 регулярным направлениям в 56 стран мира. Сетевые компании связали своими маршрутами 186 городов России и мира. Маршрутная сеть низкобюджетной авиакомпании «Победа» включала 126 направлений, из которых 71 является уникальным для Группы. С учетом «Победы» авиакомпании Группы «Аэрофлот» выполняли полеты в 57 стран мира.

Количество регулярных направлений в отчетном периоде снизилось на 6,3% по сравнению с прошлым годом, что в основном обусловлено оптимизацией региональной маршрутной сети авиакомпании «Россия». Общее количество направлений сетевых авиакомпаний Группы «Аэрофлот» снизилось на 10,6%, до 389.

Количество регулярных рейсов увеличилось на 4,7% по сравнению с предыдущим годом. Группа «Аэрофлот» продолжила увеличивать частоту полетов по наиболее востребованным и прибыльным регулярным направлениям. Средняя частота выполнения рейсов в неделю на регулярных маршрутах в 2019 году увеличилась на 4,7% по сравнению с предыдущим годом (с 14,1 до 14,7) – в среднем на одном направлении сетевые компании Группы выполняли два рейса в день в одну сторону. На международных регулярных направлениях показатель увеличился на 2,7% (с 11,8 до 12,1), на внутренних – на 7,7% (с 16,5 до 17,8).

Парк авиакомпании «Аэрофлот» по состоянию на конец 2019 года



Парк авиакомпании «Аэрофлот» по состоянию на конец 2019 года

Развитие маршрутной сети авиакомпании «Аэрофлот»

В течение 2019 года авиакомпания «Аэрофлот» выполняла полеты по 160 регулярным направлениям в 54 страны мира.

В отчетном периоде Аэрофлот сфокусировался на раскатке значительного числа новых направлений, открытых в предыдущем году. Авиакомпания открыла два международных рейса – в Марсель и Пальму-де-Майорку, а также региональные рейсы между Краснодаром и Симферополем, Волгоградом и Сочи. С целью оптимизации маршрутной сети были прекращены полеты из Москвы в Гетеборг и Салехард.

Средняя частота выполнения рейсов в неделю на регулярных маршрутах авиакомпании «Аэрофлот» увеличилась на 0,9% – с 18,0 до 18,2 рейсов в неделю. На международных регулярных направлениях показатель увеличился на 1,4% (с 13,9 до 14,1 рейса), на внутренних регулярных – снизился на 0,5% (с 25,5 до 25,3 рейса).

Динамика количества регулярных рейсов авиакомпании «Аэрофлот» по регионам, 2019 год по сравнению с 2018 годом, %



Средняя частота полетов в неделю по маршрутам авиакомпании «Аэрофлот»

Количество регулярных рейсов авиакомпании «Аэрофлот» в отчетном периоде увеличилось на 7,0% по сравнению с предыдущим годом, что связано с увеличением провозных емкостей на наиболее востребованных направлениях, а также открытием новых направлений.

  • Наибольший рост отмечен в регионе Ближнего Востока – 13,2%, что обусловлено ростом частотности полетов в города Турции, а также в Дубай, Бейрут и Каир.
  • На европейских направлениях количество регулярных рейсов увеличилось на 6,9%, что связано с открытием рейсов в Марсель и Пальму-де-Майорку, а также с ростом частотности по ряду направлений, включая Лион, Тенерифе, Брюссель, Дублин, Бухарест и другие.
  • По региону СНГ количество регулярных рейсов осталось на уровне прошлого года. Рост числа рейсов по ряду направлений, включая пункты Казахстана, Узбекистана и Киргизии, был компенсирован прекращением рейсов в Грузию в связи с приостановкой авиационного сообщения между двумя странами.
  • Количество регулярных рейсов по направлению Юго-Восточной Азии увеличилось на 5,9%, в том числе за счет увеличения частоты полетов в Сеул.
  • На направлениях Северной и Центральной Америки количество регулярных рейсов сократилось на 4,4%, что обусловлено изменением частотности полетов на линии Москва – Нью-Йорк в зимнем расписании (сокращение числа ежедневных рейсов с трех до двух).
  • На внутренних линиях количество регулярных рейсов увеличилось на 7,9%, что связано с запуском значительного числа новых направлений в сезоне Зима 2018/2019, в частности в города Северного Кавказа (Владикавказ, Грозный, Махачкалу, Назрань, Нальчик), а также в Ижевск и Ульяновск, которые в течение 2019 года выполнялись круглый год.

Количество направлений авиакомпании «Аэрофлот»

2018 2019Изменение, %
рег. чарт. всего рег. чарт. всего рег. чарт. всего
Международные 100 48 123 101 46 126 1,0 –4,2 2,4
Внутренние 58 52 88 59 21 65 1,7 –59,6 –26,1
Среднемагистральные 132 97 183 136 64 164 3,0 –34,0 –10,4
Дальнемагистральные 26 3 28 24 3 27 –7,7 –3,6
Итого 158 100 211 160 67 191 1,3 –33,0 –9,5

Примечание. В 2018 году авиакомпания «Аэрофлот» также выполняла регулярные рейсы по пяти внутренним направлениям между городами проведения чемпионата мира по футболу.

Коэффициент стыкуемости сети на собственных рейсах авиакомпании «Аэрофлот» продолжил расти и увеличился с 22,0 в 2018 году до 23,6 по итогам 2019 года.

Коэффициент стыкуемости сети на собственных рейсах авиакомпании «Аэрофлот»
+23.6

Развитие маршрутных сетей дочерних авиакомпаний

Авиакомпания «Россия»

В 2019 году авиакомпания «Россия» выполняла полеты по 89 регулярным направлениям (48 внутрироссийским и 41 международному) в 21 страну мира, в том числе по 62 направлениям под коммерческим управлением ПАО «Аэрофлот».

В 2019 году принято решение о сокращении программы полетов авиакомпании «Россия», выполняемой на узкофюзеляжных воздушных судах, в связи с подготовкой к внутригрупповому перераспределению воздушных судов Boeing 737-800. Авиакомпания продолжает развивать перевозки из исторически базового аэропорта Пулково – регионального транспортного узла, обслуживающего Северо-Западный регион Российской Федерации. Из московского аэропорта Шереметьево выполняются дальнемагистральные рейсы, в основном на Дальний Восток по «плоским» тарифам, из Внуково – чартерная программа. Развитию маршрутной сети туристических направлений авиакомпании «Россия» из разных регионов страны способствует сотрудничество с одним из ведущих российских туроператоров – компанией «Библио-Глобус».

Авиакомпания «Аврора»

В 2019 году авиакомпания «Аврора» выполняла полеты по 45 регулярным направлениям (32 внутрироссийским и 13 международным) в четыре страны мира, в том числе по 21 направлению под коммерческим управлением ПАО «Аэрофлот».

Приоритетной задачей авиакомпании «Аврора» является обеспечение транспортной доступности и удовлетворение спроса на авиаперевозки внутри Дальневосточного региона, в Якутск и крупнейшие города Сибири: Иркутск, Красноярск, Новосибирск. «Аврора» также выполняет международные рейсы из Хабаровска, Владивостока и Южно-Сахалинска в Южную Корею, Китай и Японию. Авиакомпания выполняет регулярные социально значимые рейсы по местным воздушным линиям в Сахалинской области и Приморском крае.

В отчетном периоде авиакомпания продолжала выполнять регулярные полеты по местным внутрирегиональным маршрутам, связывающим столицы субъектов федерации и удаленные пункты. Кроме того, осуществлялись чартерные рейсы в удаленные пункты Дальнего Востока.

Авиакомпания открыла регулярные рейсы из Хабаровска в Якутск, а также социально значимые рейсы из Южно-Сахалинска в Комсомольск-на-Амуре, Ноглики и Шахтерск. Авиакомпания укрепила свои позиции на рынке международных авиаперевозок: открыла рейсы из Южно-Сахалинска в Токио и из Владивостока в Муданьцзян, увеличена частота рейсов из Владивостока в Харбин, Пусан, Токио, а также из Южно-Сахалинска и Хабаровска в Сеул.

Региональные регулярные маршруты авиакомпании «Аврора» в 2019 году


Авиакомпания «Победа»

Авиакомпания «Победа» базируется в московском аэропорту Внуково, а также имеет разлет из ряда аэропортов регионов России. В отчетном периоде авиакомпания выполняла полеты по 126 направлениям, из которых 71 было уникальным и дополняло сеть маршрутов Группы «Аэрофлот».

Авиакомпания уделяет приоритетное внимание работе на значимых рынках, запуску направлений, отсутствующих в сети других перевозчиков Группы «Аэрофлот». «Победа» активно развивает региональную сеть – полеты между крупными городами России, а также по наиболее востребованным направлениям за рубеж.

Маршруты авиакомпании «Победа» в 2019 году

Развитие трансфера

Группа «Аэрофлот» активно использует географическое преимущество Российской Федерации для привлечения пассажиропотока между Европой и Азией, а также на других трансферных рынках. Основной трансферный пассажиропоток Группы обслуживается авиакомпанией «Аэрофлот».

В отчетном году количество трансферных пассажиров авиакомпании «Аэрофлот» увеличилось на 2,1% по сравнению с прошлым годом и составило 14,7 млн человек. Доля трансферных пассажиров в общем объеме перевозок Аэрофлота по итогам 2019 года составила 40,0% (в 2018 году – 40,7%).

Основной вклад в трансферный пассажиропоток связан с трансфером между Россией и зарубежными странами, доля которого составила 15,4% от общего количества перевезенных авиакомпанией «Аэрофлот» пассажиров.

Доля трансфера между зарубежными странами, наиболее значимого, увеличилась до 14,3%. Международный трансфер дает Группе «Аэрофлот» возможность получать дополнительные доходы от иностранных рынков и глобальных пассажиропотоков. Внутрироссийский трансфер составляет 10,3%.

Дополнительный вклад в трансферные потоки приходится на авиакомпанию «Россия» – с учетом базирования московских регулярных рейсов авиакомпании в аэропорту Шереметьево, а также наличия ряда международных рейсов, в частности в Индонезию и Шри-Ланку. В соответствии со стратегией Группы «Аэрофлот» важным фокусом является наращивание международного трансфера – авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» в 2019 году перевезли 5,5 млн пассажиров между пунктами зарубежья со стыковкой в Москве.

Доля трансферного пассажиропотока в общем пассажиропотоке авиакомпании «Аэрофлот», %

Основные международные трансферные маршруты авиакомпании «Аэрофлот» в 2019 году

Развитие сети и частотности: допуски и назначения

Для обеспечения стратегического развития Группа на постоянной основе сотрудничает с регулирующими органами для получения допусков и назначений на открытие новых направлений и увеличение частотности по существующим. В 2019 году Росавиация выдала ПАО «Аэрофлот» и дочерним авиакомпаниям, находящимся под коммерческим управлением, ряд новых допусков.

В отчетном периоде авиакомпания «Аэрофлот» отказалась от трех допусков к выполнению международных регулярных пассажирских перевозок по маршруту из Москвы в Кос, Нячанг, Урумчи. Четыре допуска к выполнению международных регулярных пассажирских перевозок по маршруту из Москвы в Барселону и Гоа и из Санкт-Петербурга в Милан и Рим были переданы авиакомпании «Россия».

Авиакомпания «Россия» отказалась от шести допусков к выполнению международных регулярных пассажирских перевозок по маршруту из Москвы и Сочи в Ереван, из Санкт-Петербурга в Алма-Ату, Нур-Султан, Дубай и Ереван. Два допуска к выполнению международных регулярных пассажирских перевозок по маршруту из Москвы в Зальцбург (получен от авиакомпании «Трансаэро») и из Санкт-Петербурга в Баку были отозваны в связи с невыполнением полетов.

В связи с решением межведомственной комиссии по допуску перевозчиков не продлевать допуски «Трансаэро» на сезон Зима 2019/2020, авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» в августе 2019 года получили на общих основаниях путем голосования все фактически использовавшиеся допуски «Трансаэро», за исключением допуска авиакомпании «Россия» на маршрут Москва – Париж (аэропорт Орли) бессрочно.

Совместно с департаментом государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России проведена работа и получено от МИД России назначение ПАО «Аэрофлот» в качестве регулярного перевозчика по маршруту Москва – Мумбаи.



  • 14 новых допусков к выполнению международных регулярных пассажирских перевозок по маршрутам из Москвы в Актау, Аликанте, Алма-Ату, Атырау, Гоа, Мумбаи, Осаку, Пафос, Римини, Шымкент; из Красноярска в Пекин и Санью; из Санкт-Петербурга в Милан и Рим;
  • 21 дополнительное разрешение на увеличение частоты полетов к выполнению международных регулярных пассажирских рейсов из Москвы в Актобе, Бангкок, Барселону, Болонью, Бухару, Женеву, Ираклион, Караганду, Ларнаку, Лион, Любляну, Малагу, Милан, Нур-Султан, Пальма-де-Майорку, Пекин, Пхукет, Рим, Ташкент, Тель-Авив, Урумчи;
  • один новый допуск к выполнению международных чартерных пассажирских перевозок из Москвы в Гренобль.
  • восемь новых допусков к выполнению международных регулярных пассажирских перевозок по маршруту из Москвы в Анталью, Бангкок, Барселону, Дубай, Ираклион, Ларнаку, Пафос, Пхукет;
  • восемь дополнительных разрешений на увеличение частоты полетов на международных регулярных пассажирских рейсах из Москвы в Бангкок, Гоа, Прагу, из Санкт-Петербурга в Милан, Прагу, Рим, Ташкент;
  • семь новых допусков к выполнению международных чартерных пассажирских перевозок из Москвы в Барселону, Бургас и Варну, из Санкт-Петербурга в Бургас, Варну и Барселону, из Екатеринбурга в Барселону.
  • один новый допуск к выполнению международных регулярных пассажирских перевозок по маршруту из Хабаровска в Токио (Нарита);
  • одно дополнительное разрешение на увеличение частоты полетов к выполнению международных регулярных пассажирских рейсов из Хабаровска в Сеул за счет сокращения частоты на линии из Южно-Сахалинска в Сеул.

Сотрудничество в рамках соглашений «код-шеринг» и «интерлайн»

Сотрудничество в рамках соглашений «код-шеринг» позволяет усилить присутствие Аэрофлота на перспективных рынках, обеспечивает выход на рынки с определенными ограничениями, кроме того, позволяет более эффективно использовать парк воздушных судов.

Основными партнерами ПАО «Аэрофлот» по объемам сотрудничества в рамках соглашений «код-шеринг» в прошедшем году среди зарубежных компаний были Alitalia, Air France, Air Europa, Finnair и KLM, среди российских – авиакомпании Группы «Аэрофлот» и ПАО «Авиакомпания «Сибирь».

В 2019 году Аэрофлот приступил к совместным рейсам с авиакомпанией Vietnam Airlines по маршрутам Москва – Ханой / Хошимин – Камрань / Фукуок, а также Москва – Санкт-Петербург / Уфа / Краснодар. Возобновлены совместные рейсы с компанией Czech Airlines на линии Москва – Прага. Расширено сотрудничество в рамках соглашений «код-шеринг» по новым направлениям с авиакомпаниями Air Europa, Aerovias de Mexico, LOT-Polish Airlines, Saudi Arabian Airlines и Bangkok Airways.

По состоянию на конец 2019 года ПАО «Аэрофлот» имело соглашения «интерлайн» с 134 авиакомпаниями, из них с пятью российскими компаниями и пятью компаниями стран СНГ.

Действующие соглашения «код-шеринг»

В течение 2019 года ПАО «Аэрофлот» имело 30 действующих соглашений «код-шеринг» с иностранными и российскими авиакомпаниями, из них:

  • 23 соглашения, где авиакомпания «Аэрофлот» является как партнером-оператором, так и маркетинговым партнером: Aerolineas Argentinas, Aerovias de Mexico, Air Europa, Air France, Air Baltic, Air Serbia, Alitalia, Bulgaria Air, Czech Airlines, China Eastern Airlines, China Southern Airlines, Delta Air Lines, Finnair, Garuda Indonesia, Icelandair, Kenya Airways, KLM, Korean Air, LOT-Polish Airlines, MIAT, Saudi Arabian Airlines, Vietnam Airlines и ПАО «Авиакомпания «Сибирь»;
  • три соглашения, где авиакомпания «Аэрофлот» является только партнером-оператором: Cubana de Aviacion, Middle East Airlines и Tarom;
  • два соглашения, где авиакомпания «Аэрофлот» является только маркетинговым партнером, продавая рейсы партнеров под своим кодом: Air Malta и Bangkok Airways;
  • два соглашения с авиакомпаниями Группы «Аэрофлот» на условиях коммерческого управления совместными рейсами с АО «Авиакомпания «Россия» и АО «Авиакомпания «Аврора».

Участие в глобальном альянсе авиаперевозчиков SkyTeam



1 150 пунктов назначения

175 стран

14,5 тыс. вылетов ежедневно

Новая модель участия призвана отражать интересы и приоритеты ключевых участников альянса, обеспечить выполнение основных требований к участникам перевозчиками альянса, упростить схему принятия решений, оптимизировать расходы на регулярные встречи.

С начала 2019 года вступило в силу новое Соглашение об альянсе, которое закрепило внедрение новой организационной структуры SkyTeam. В соответствии с положениями Соглашения основным органом управления альянса стал исполнительный комитет, который объединил на постоянной основе представителей шести самых крупных перевозчиков альянса: Аэрофлот, Air France, KLM, China Eastern Airlines, Delta Air Lines, Korean Air. Остальные партнеры участвуют в процессе принятия решения опосредованно, передавая свой процент голосов назначенным авиакомпаниям, которые меняются каждые два года.

Альянс SkyTeam за отчетный год ставил перед собой амбициозные задачи: стать законодателем моды для остальных авиакомпаний в области ИТ-технологий, создав уникальную систему Digital Spine, которая, устранив различия GDS, выведет предоставление совместных услуг несколькими перевозчиками на кардинально новый уровень.

Внедрение Digital Spine позволяет:

  • бронировать услуги и осуществлять продажу мест с сайта партнера;
  • регистрироваться и оформлять багаж до конечного пункта путешествия;
  • информировать пассажира, менять бронирование партнера и корректировать маршрут следования багажа в случае сбойных ситуаций;
  • полностью автоматизировать процесс начисления и списания квалификационных миль, определения элитного статуса и предоставления соответствующих привилегий на рейсе любого перевозчика, подключенного к платформе.

В отчетном году альянс SkyTeam насчитывал 19 участников: Аэрофлот, Aerolineas Argentinas, Aeromexico, Air Europa, Air France, KLM, Alitalia, China Airlines, China Eastern Airlines, Czech Airlines, Delta Air Lines, Kenya Airways, Korean Air, Middle East Airlines, Saudi Arabian Airlines, TAROM, Vietnam Airlines, Xiamen Airlines, Garuda Indonesia. Авиакомпания China Southern вышла из состава SkyTeam в отчетном году. Сеть маршрутов альянса объединила 1 150 пунктов назначения в 175 странах. Участники SkyTeam, включая «Аэрофлот», ежедневно совершали 14,5 тыс. вылетов.

Авиакомпания «Аэрофлот» в рамках сотрудничества SkyTeam в 2019 году перевезла более 480 тыс. пассажиров по договорам «код-шеринг» и «интерлайн» с авиакомпаниями альянса. Рейсами партнеров по альянсу SkyTeam перевезено около 249 тыс. пассажиров авиакомпании «Аэрофлот».

Маршрутная сеть авиакомпании «Аэрофлот»

Маршрутная сеть авиакомпаний «Россия» и «Аврора»

Добавить в мой отчет
Добавить в мой отчет
Мой отчет (0)
Мой отчет
Скачать страницу
Скачать страницу
Отправить страницу
Отправить страницу
Распечатать страницу
Распечатать страницу
Карта сайта
Карта сайта
Интерактивный анализ
Интерактивный анализ