ENG
РУС

Финансовый обзор

Группа «Аэрофлот» в 2019 году показала рост по основным операционным и финансовым показателям. На фоне роста пассажиропотока на 9,0%, до 60,7 млн человек, выручка увеличилась на 10,8%, до 677,9 млрд руб.

Основные финансовые показатели по МСФО, млн руб.

2015 2016 2017 2018 2019
Выручка 415 173 495 880 532 934 611 570 677 881
Рост, % 29,8 19,4 7,5 14,8 10,8
EBITDAR 103 118 137 567 121 808
Рентабельность EBITDAR, % 24,8 27,7 22,9
EBITDA 58 703 78 004 56 015 151 517 168 924
Рентабельность EBITDA, % 14,1 15,7 10,5 24,8 24,9
Операционная прибыль 44 107 63 254 40 411 60 736 60 663
Рентабельность опер. прибыли, % 10,6 12,8 7,6 9,9 8,9
Прибыль/(убыток) –6 494 38 826 23 060 –55 694 13 512
Рентабельность чистой прибыли, % 7,8 4,3 2,0
Скорректированная прибыль –6 494 38 826 23 060 8 669 13 512

Примечание. Показатели 2018 года пересмотрены с учетом применения нового стандарта МСФО (IFRS) 16 «Аренда». EBITDAR = EBITDA + расходы по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.

На результаты года оказал давление ряд внешних факторов: сохранявшиеся на высоком уровне цены на авиационное топливо, курсовое давление на валютный компонент расходов Группы и дополнительные расходы на топливо, потерянные доходы в результате закрытия воздушного пространства Пакистана во втором квартале (что увеличило полетное время в пункты Таиланда, Вьетнама, Индии и потребовало ограничений по коммерческой загрузке). Кроме того, повышенный спрос на перевозки в период мирового первенства по футболу в 2018 году создал высокую базу для сравнения результатов лета 2019 года.

Несмотря на влияние данных факторов, Группа «Аэрофлот» в 2019 году практически удвоила чистую прибыль по сравнению с прошлым годом, до 13 512 млрд руб. Положительная динамика финансовых результатов года обеспечена планомерной работой по развитию инициатив по доходам и расходам: активным управлением емкостями, запуском дополнительных услуг, направленных на повышение удобства пассажиров, и строгим контролем над расходами. Наряду с простыми решениями в рамках бюджетирования и финансового контроля реализованы мероприятия, направленные на повышение внутренней эффективности, в том числе переговоры с партнерами для получения лучших финансовых условий.

В связи с переходом на новый стандарт МСФО (IFRS) 16 «Аренда» результаты 2018 года были пересчитаны и в прибыли Группы «Аэрофлот» была отражена «бумажная» курсовая разница по долговым обязательствам, в связи с чем чистый убыток за 2018 год составил 55 694 млн руб. В случае если бы указанные правила учета применялись с начала 2018 года, то прибыль за период составила бы 8 669 млн руб. Обновленный с 1 января 2019 года подход к оценке эффективности хеджирования, о котором пойдет речь ниже, позволит снизить волатильность финансового результата от влияния курса на долговые обязательства Компании.


Переход на МСФО (IFRS) 16

С января 2019 года в учетную политику Группы «Аэрофлот» по учету договоров аренды были внесены изменения для приведения ее в соответствие с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который заменяет положения МСФО (IAS) 17 «Аренда» и интерпретаций, относящихся к договорам аренды.

Новый стандарт определяет принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации в отчетности в отношении операций аренды. Согласно стандарту, Группа «Аэрофлот» признает в финансовой отчетности активы и обязательства в отношении всех договоров аренды со сроком действия более 12 месяцев, за исключением случаев, когда стоимость объекта аренды является незначительной и учитывает амортизацию признанного актива в форме права пользования объектами аренды и проценты по арендным обязательствам в составе прибылей или убытков периода.

При переходе на новый стандарт Группа «Аэрофлот» приняла решение применять полный ретроспективный подход для пересчета сравнительных показателей каждого отчетного периода.

Активы в форме права пользования объектов аренды и соответствующие им обязательства и финансовые активы были оценены при переходе так, как если бы новые правила применялись всегда. Таким образом, сравнительные показатели консолидированного отчета о финансовом положении, консолидированных отчетов о прибылях и убытках, о совокупном доходе и о движении денежных средств были пересчитаны в соответствии с принципами МСФО (IFRS) 16. Значительная часть договоров аренды воздушных судов заключены Группой «Аэрофлот» в долларах США. В связи с признанием обязательств по аренде в отношении договоров операционной аренды воздушных судов при переходе на МСФО (IFRS) 16, Группа «Аэрофлот» обновила подход к оценке эффективности хеджирования и определила в качестве объекта хеджирования будущую высоковероятную выручку, равную по сумме денежным потокам по договорам аренды воздушных судов на дисконтированной основе. Данное изменение имеет перспективный эффект с 1 января 2019 года.

Выручка от перевозок и прочие доходы

Выручка Группы «Аэрофлот» за 2019 год увеличилась на 10,8% по сравнению с 2018 годом и составила 677 881 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 12,2% по сравнению с прошлым годом и составила 557 132 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока и дополнительным влиянием увеличения доходных ставок. Выручка от чартерных перевозок снизилась на 1,1%, до 37 438 млн руб. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 2,0%, до 19 282 млн руб., по сравнению с прошлым годом на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 4,3%.

Прочая выручка увеличилась на 9,7% по сравнению с прошлым годом, до 64 029 млн руб., что в том числе обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, номинированных в иностранных валютах, и ростом доходов по программе премирования пассажиров.

Выручка, млн руб.

2018 2019 Изменение, %
Выручка от пассажирских перевозок, в том числе 534 292 594 570 11,3
от регулярных перевозок 496 454 557 132 12,2
от чартерных перевозок 37 838 37 438 –1,1
Выручка от грузовых перевозок 18 900 19 282 2,0
Выручка от перевозок 553 192 613 852 11,0
Доходы по соглашениям с авиакомпаниями 36 646 40 883 11,6
Доходы от партнеров по программе премирования пассажиров 12 704 14 453 13,8
Прочие доходы 9 028 8 693 –3,7
Прочая выручка 58 378 64 029 9,7
Итого выручка 611 570 677 881 10,8

Структура выручки, 2019 год, %


Факторный анализ роста выручки, млн руб.

Доходные ставки

В 2019 году доходные ставки по регулярным рейсам в целом по сети выросли на 2,0% по сравнению с предыдущим годом, до 3,89 руб. на пассажиро-километр. На внутренних направлениях доходные ставки увеличились на 7,3%, на международных направлениях снизились на 1,7%.

Положительная динамика доходных ставок на внутренних направлениях обусловлена устойчивым спросом на внутренние перевозки, корректировкой топливного сбора, а также активным управлением дополнительными доходами.

Снижение доходных ставок на международных направлениях связано главным образом с наличием избыточных емкостей на рынке, укреплением рубля по отношению к евро на 2,0% по сравнению с предыдущим годом. Поддержку показателю оказало введение топливной надбавки на рейсах в страны СНГ, а также корректировка тарифов на инфляцию.

Удельная пассажирская выручка на кресло-километр (RASK) выросла на 0,5% по сравнению с предыдущим годом и составила 3,55 руб.

Динамика доходных ставок по регулярным рейсам, руб.

RASK от регулярных перевозок, руб.

Общий RASK (с учетом прочей выручки), руб.

Операционные расходы

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 15,5% по сравнению с прошлым годом, до 426 342 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 127 240 млн руб., увеличившись на 17,4% по сравнению с прошлым годом, в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов в российских аэропортах.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 19,3% по сравнению с прошлым годом и составили 108 261 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен увеличением среднесписочной численности парка воздушных судов Группы «Аэрофлот» в 2019 году по сравнению с 2018 годом, а также эффектом изменения структуры флота: вывод воздушных судов, поставленных на баланс по историческому курсу, и ввод новых воздушных судов в ситуации более дешевого рубля. Расходы на амортизацию после внедрения стандарта МСФО (IFRS) 16 становятся одной из наиболее значимых статей операционных расходов в связи с учетом всех воздушных судов на балансе.

Расходы на оплату труда увеличились на 12,4% по сравнению с прошлым годом, до 92 413 млн руб., что объясняется прежде всего ростом численности летного состава на фоне развития операционной деятельности.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 7,1% по сравнению с прошлым годом, до 31 407 млн руб., что связано в основном с ростом бизнеса.

Группа «Аэрофлот» продолжает строгий контроль над непроизводственными расходами.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 26,2% по сравнению с прошлым годом, до 30 566 млн руб., что обусловлено увеличением объемов работ по техническому обслуживанию в связи с ростом налета часов, девальвацией рубля, а также расходами на поддержание качества продукта.

Расходы по аренде составили 8 099 млн руб. и включают расходы по краткосрочной аренде, переменным арендным платежам и аренде объектов с низкой стоимостью, которые в соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 16 не признаются в качестве обязательств и активов Группы «Аэрофлот» на балансе.

Прочие расходы снизились на 0,4% по сравнению с прошлым годом и составили 28 356 млн руб.

Операционные расходы, млн руб.

2018 2019 Изменение, %
Обслуживание воздушных судов и пассажиров 108 371 127 240 17,4
% от выручки 17,7 18,8 1,1 п. п.
Амортизация и таможенные пошлины 90 781 108 261 19,3
% от выручки 14,8 16,0 1,1 п. п.
Расходы на оплату труда 82 186 92 413 12,4
% от выручки 13,4 13,6 0,2 п. п.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы 29 328 31 407 7,1
% от выручки 4,8 4,6 –0,2 п. п.
Техническое обслуживание воздушных судов 24 229 30 566 26,2
% от выручки 4,0 4,5 0,5 п. п.
Аренда 5 601 8 099 44,6
% от выручки 0,9 1,2 0,3 п. п.
Прочие расходы 28 474 28 356 –0,4
% от выручки 4,7 4,2 –0,5 п. п.
Операционные расходыза искл. авиационного топлива 368 970 426 342 15,5
% от выручки 60,3 62,9 2,6 п. п.
Расходы на авиационное топливо 181 864 190 876 5,0
% от выручки 29,7 28,2 –1,6 п. п.
Операционные расходы итого 550 834 617 218 12,1
% от выручки 90,1 91,1 1,0 п. п.

Удельные расходы

Общие удельные расходы в расчете на кресло-километр (CASK) в 2019 году увеличились на 1,6% по сравнению с предыдущим годом и составили 3,23 руб. Основной вклад в рост CASK связан с обслуживанием воздушных судов и пассажиров, а также с амортизацией. Снижение CASK отмечается по коммерческим, общехозяйственным и административным расходам, а также по расходам на авиационное топливо.

CASK без учета затрат на топливо, руб.

Общий CASK, руб.

EBITDA

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации EBITDA в 2019 году составил 168 924 млн руб., что на 11,5% превышает показатель за 2018 год. Рентабельность по EBITDA увеличилась на 0,1 п. п., до 24,9%.

EBITDA, млн руб., рентабельность, %

Финансовые доходы и расходы

Финансовые доходы в 2019 году снизились на 19,5% по сравнению с прошлым годом, до 5 486 млн руб., что связано с уменьшением процентных доходов по банковским депозитам.

Финансовые расходы снизились на 59,5% по сравнению с прошлым годом, до 52 050 млн руб., что в основном связано с тем, что в 2018 году не применялось хеджирование выручки валютными обязательствами по отношению к обязательствам по лизингу, ранее классифицированному как операционному. Таким образом, «бумажная» курсовая переоценка всей суммы обязательств по операционной аренде была отражена в финансовых расходах вследствие роста курса доллара США на 20,6% в течение 2018 года.

В результате действия вышеуказанных факторов чистая прибыль Группы «Аэрофлот» за 2019 год составила 13 512 млн руб.

Неоперационные прибыли и убытки, млн руб.

2018 2019 Изменение, %
Прибыль от операционной деятельности 60 736 60 663 –0,1
Прибыль / (убыток) от инвестиций, нетто –689 357
Финансовые доходы 6 816 5 486 –19,5
Финансовые расходы –128 394 –52 050 –59,5
Реализация результата хеджирования –6 788 –2 368 –65,1
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий 254 160 –37,0
Результат от выбытия дочерних компаний 1 240 1 555 25,4

Денежные потоки

Консолидированный отчет о движении денежных средств, млн руб.

2018 2019 Изменение, %
Прибыль до налогообложения –66 825 13 803
Амортизация 90 129 107 477 19,2
Изменение резервов 2 887 –2 556
Прибыль/(убыток) от курсовых разниц, нетто 79 640 –598
Реализация результата хеджирования 6 788 2 368 –65,1
Процентные расходы 48 702 49 970 2,6
Процентные доходы –5 365 –3 711 –30,8
Результат от выбытия дочерних компаний –1 240 –1 555 25,4
Изменение стоимости инвестиций 689 –357
Прочие корректировки 822 –2 067
Изменения в оборотном капитале и налог на прибыль уплаченный/возмещенный –22 225 –10 549 –52,5
Чистая сумма денежных средств от операционной деятельности 134 002 152 225 13,6
Возврат депозитов 23 926 16 791 –29,8
Размещение депозитов –21 152 –23 969 13,3
Поступления от продажи основных средств и активов предназначенных для продажи 4 296 10 079 134,6
Проценты полученные 3 115 1 803 –42,1
Приобретение основных средств, активов в форме права пользования, нематериальных активов и капитализированные затраты на ремонты –34 656 –26 781 –22,7
Предоплаты/возврат предоплат за воздушные суда, нетто 10 080 –22 200
(Выплата)/возврат страховых депозитов по операционной аренде, нетто –2 428 40
Платежи по финансовым активам по договорам аренды, нетто –2 321 –2 132 –8,1
Прочее 136 224 64,7
Чистая сумма денежных средств, использованных в инвестиционной деятельности –19 004 –46 145 142,8
Свободный денежный поток (free cash flow) 114 998 106 080 –7,8
Привлечение кредитов и займов 350 36 161
Погашение кредитов и займов –131 –23 674
Выкуп собственных акций, нетто –7 040
Выплаты основной суммы долга по финансовой аренде –73 795 –78 694 6,6
Проценты уплаченные –44 028 –45 993 4,5
Выплаченные дивиденды –14 543 –3 286 –77,4
Нетто-величина денежных средств, использованных в финансовой деятельности –139 187 –115 486 –17,0
Влияние изменений валютных курсов 1 922 –1 422
Нетто-уменьшение денежных средств и их эквивалентов –22 267 –10 828 –51,4
Денежные средства и их эквиваленты на начало года 45 978 23 711 –48,4
Денежные средства и их эквиваленты на конец года 23 711 12 883 –45,7

Потоки денежных средств от операционной деятельности

Чистая сумма денежных средств от операционной деятельности в 2019 году составила 152 225 млн руб., прибыль до налогообложения – 13 803 млн руб.

Существенный рост прибыли до налогообложения в 2019 году по сравнению с 2018 годом связан с применением учета хеджирования курсового эффекта, который применяется согласно МСФО только перспективно, начиная с 1 января 2019 года. В 2018 году был отражен существенный убыток от курсовых разниц в связи с тем, что указанное хеджирование не применялось в отношении курсового эффекта по пере-оценке обязательств финансовой аренды воздушных судов до 1 января 2019 года.

Другие основные неденежные корректировки по приведению прибыли до налогообложения к чистой сумме денежных средств от операционной деятельности за 2019 год связаны: с амортизацией; со статьей «Прочие корректировки», которая преимущественно включает прибыль от выбытия основных средств и активов, предназначенных для продажи, а также положительный эффект от переоценки и модификации обязательств по аренде согласно МСФО (IFRS) 16; с восстановлением резервов.

Оборотный капитал

Изменение в оборотном капитале в отчетном периоде составило 11 676 млн руб. Наиболее существенное влияние оказала статья «Увеличение дебиторской задолженности и предоплат». Данная статья существенно снизилась по сравнению с предыдущим годом за счет общего уменьшения дебиторской задолженности, что было частично нивелировано увеличением задолженности по НДС и прочим налогам к возмещению.

На потоки денежных средств от операционной деятельности также оказало существенное влияние уменьшение кредиторской задолженности и начисленных обязательств в связи с изменением кредиторской задолженности по проведенным капитальным ремонтам воздушных судов и авиационных двигателей, а также с изменением незаработанной транспортной выручки.

Свободный денежный поток

Свободный денежный поток в 2019 году составил 106 080 млн руб. Снижение показателя по сравнению с 2018 годом на 7,8% связано преимущественно с увеличением суммы денежных средств, использованных в инвестиционной деятельности, обусловленным выплатами предоплат за воздушные суда в размере 28 592 млн руб. (в 2018 году – 13 888 млн руб.) и возвратом данных предоплат в сумме 6 392 млн руб. (в 2018 году – 23 968 млн руб.).

Сумма денежных средств и их эквивалентов уменьшилась на 48,4% и составила 23 711 млн руб., в том числе за счет влияния изменения валютных курсов.

EBITDA, млн руб., рентабельность, %

Капитальные затраты

Затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов в 2019 году составили 9 526 млн руб., что на 21,3% ниже прошлого года, в связи с высокой базой сравнительного периода, обусловленной рядом единоразовых эффектов по приобретению машин и оборудования в 2019 году. Затраты на приобретение активов в форме права пользования составили 2 236 млн руб., уменьшение на 77,8% по сравнению с прошлым годом обусловлено преимущественно авансами, выданными в отношении активов в форме права пользования по МСФО (IFRS) 16 «Аренда». В течение 2019 года величина таких авансов составила около 2,2 млрд руб. (в 2018 году – 10,1 млрд руб.). Капитализированные затраты на ремонты увеличились на 20,5% и составили 12 467 млн руб. преимущественно в связи с увеличением объемов работ по техническому обслуживанию в 2019 году.

Капитальные затраты (нетто), млн руб.

2018 2019 Изменение, %
Приобретение основных средств и нематериальных активов –12 099 –9 526 –21,3
Приобретение активов в форме права пользования –10 090 –2 236 –77,8
Капитализированные затраты на ремонты –12 467 –15 019 20,5
Поступления от продажи активов, предназначенных для продажи 4 203 6 192 47,3
Поступления от продажи основных средств 93 3 887
Итого капитальные затраты, нетто –30 360 –16 702 –45,0
Итого капитальные затраты без приобретения активов в форме права пользования –20 270 –14 466 –28,6
Итого капитальные затраты без капитализированных затрат на ремонт –17 893 –1 683 –90,6

Внеоборотные и оборотные активы

Величина внеоборотных активов в 2019 году уменьшилась на 5,3% по сравнению с предыдущим годом и составила 786 466 млн руб. Изменение обусловлено снижением по статье «Активы в форме права пользования».

Величина оборотных активов в отчетном периоде увеличилась на 7,0% по сравнению с предыдущим годом и составила 146 852 млн руб. Изменение связано преимущественно с увеличением статьи «Дебиторская задолженность и предоплаты» в основном за счет предоплаты за поставку воздушных судов.

Изменение предоплаты за воздушные суда – долгосрочная часть, млн руб.

Изменение предоплаты за воздушные суда – долгосрочная часть, млн руб.

Собственный капитал

Собственный капитал, включая держателей неконтролирующих долей участия, в 2019 году увеличился до 1 950 млн руб. (в 2018 году: –61 621 млн руб.). Наиболее существенное изменение в капитале связано с изменением эффекта от резерва по инструментам хеджирования на сумму 54 033 млн руб., который представляет собой переоценку по подтвердившим свою эффективность согласно МСФО (IAS) 39 деривативам и переоценку по обязательствам по финансовому лизингу.

Краткосрочные и долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства в 2019 году остались практически на уровне предыдущего года, увеличившись на 0,5%. Изменение связано с ростом статей «Краткосрочные кредиты и займы и краткосрочная часть долгосрочных кредитов и займов» на 12 393 млн руб. и «Незаработанная транспортная выручка» на 3 525 млн руб. и снижением статей «Обязательства по аренде» на 7 714 млн руб. и «Обязательства, относящиеся к активам, предназначенным для продажи» на 6 254 млн руб.

Основные изменения долгосрочных обязательств пришлись на уменьшение статей «Обязательства по аренде» (на сумму 91 093 млн руб.), в основном в связи с погашением обязательств, и «Резервы под обязательства» (на сумму 10 103 млн руб.) преимущественно за счет использования резерва на периодические ремонты и техническое обслуживание.

Долговая нагрузка и ликвидность

В результате изменений в учетной политике, связанных с вступлением в силу стандарта МСФО (IFRS) 16, обязательства по аренде увеличились в основном на приведенную сумму обязательств по договорам аренды, ранее классифицированным как договоры операционного лизинга.

Ранее будущие платежи по данным договорам не классифицировались в качестве обязательств и не отражались в бухгалтерском балансе, при этом текущие платежи по договорам, относимым к соответствующему периоду, учитывались в составе отчета о прибылях и убытках. Таким образом, изменение объема долга по стандарту МСФО (IFRS) 16 против ранее использованного подхода является учетным («бумажным») изменением, не связанным с реальным увеличением обязательств Компании или изменением ее финансового положения.

Бизнес-модель Группы «Аэрофлот» и ее договорные обязательства не претерпели изменений.

Общий долг, отраженный на балансе Группы «Аэрофлот» в соответствии с МСФО (IFRS) 16, по состоянию на 31 декабря 2019 года снизился на 13,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2018 года и составил 573 700 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано преимущественно с переоценкой обязательств по аренде вследствие укрепления курса рубля к доллару США на 31 декабря 2019 года по сравнению с 31 декабря 2018 года, а также с погашением обязательств в соответствии с графиком платежей.

Величина будущих процентных выплат по аренде по состоянию на 31 декабря 2019 года составила 166 868 млн руб.

Долговые обязательства, млн руб.

2018 2019 Изменение, %
Кредиты и займы 3 486 15 792 4,5х
Обязательства по аренде 655 931 557 124 –15,1
Пенсионные обязательства 908 784 –13,7
Общий долг 660 325 573 700 –13,1
Денежные средства и краткосрочныефинансовые инвестиции 30 148 25 861 –14,2
Чистый долг 630 177 547 839 –13,1

Структура общего долга на 31.12.2019, %

График выплат по аренде в счет погашения основного долга (без учета будущих процентных выплат) на 31.12.2019

График выплат по аренде в счет погашения основного долга (без учета будущих процентных выплат) на 31.12.2019

Добавить в мой отчет
Добавить в мой отчет
Мой отчет (1)
Мой отчет
Скачать страницу
Скачать страницу
Отправить страницу
Отправить страницу
Распечатать страницу
Распечатать страницу
Карта сайта
Карта сайта
Интерактивный анализ
Интерактивный анализ