ENG
РУС

Экология и охрана окружающей среды


Группа «Аэрофлот», осознавая свою ответственность перед обществом и будущими поколениями, стремится к обеспечению устойчивого экологического равновесия во всех сферах своей деятельности, что органично вписывается в масштабную программу социальной ответственности.

Экологическая политика ПАО «Аэрофлот» направлена на повышение энергетической и экологической эффективности конечного продукта компании – перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов. Магистральным направлением этой политики является курс на существенное повышение топливоэффективности парка воздушных судов авиакомпании, что позволяет снизить нагрузку на окружающую среду при одновременном сокращении одной из главных статей производственных расходов.

Цели по снижению уровня нагрузки на окружающую среду установлены в ежегодных экологических целях ПАО «Аэрофлот», таких как:

  • сокращение потребления энергоносителей;
  • снижение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении полетов;
  • снижение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наземном обслуживании воздушных судов;
  • снижение загрязнения окружающей среды вследствие образования и размещения отходов.

В ПАО «Аэрофлот» действует система экологического менеджмента. Компания ежегодно проходит независимый аудит интегрированной системы менеджмента на соответствие международным стандартам ISO 9001:2015 «Система менеджмента качества» и ISO 14001:2015 «Система экологического менеджмента».

В 2019 году Аэрофлот подтвердил репутацию одной из самых безопасных авиакомпаний мира, в восьмой раз успешно пройдя аудит эксплуатационной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) на соответствие стандарту IOSA (IATA Operational Safety Audit). Действие сертификата и статус оператора IOSA продлены до октября 2021 года. Статус оператора IOSA – обязательное условие членства авиакомпании в IATA, а для Аэрофлота – также в глобальном альянсе SkyTeam.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» продолжает действовать «Программа энергосбережения и повышения экологической эффективности ОАО «Аэрофлот» до 2020 года». Программа энергосбережения и повышения экологической эффективности ПАО «Аэрофлот» актуализируется на период с 2020 по 2030 год. Актуализированная программа будет фокусироваться на энергоэффективности парка воздушных судов.

Общие расходы ПАО «Аэрофлот» на охрану окружающей среды
 

37,6 млн руб.

Плата ПАО «Аэрофлот» за негативное воздействие на окружающую среду

2,8 млн руб.

Система менеджмента качества

В ПАО «Аэрофлот» внедрена интегрированная система управления, эффективность и результативность которой регулярно подтверждается внешними признанными на международном рынке организациями, осуществляющими аудит. Базовым интегрирующим элементом системы управления является система менеджмента качества (СМК), которая в течение многих лет успешно проходит международную сертификацию по стандарту ISO 9001 (Системы менеджмента качества) и регистрацию в рамках отраслевых программ IATA (IOSA – Аудит эксплуатационной безопасности). Система позволяет следить за тем, чтобы продукты и услуги структурных подразделений ПАО «Аэрофлот» и поставщиков услуг отвечали требованиям ПАО «Аэрофлот» в области безопасности полетов, авиационной безопасности и уровня качества обслуживания.

В рамках выполнения международных и национальных требований по контролю услуг, предоставляемых сторонними организациями, а также в целях минимизации рисков, влияющих на безопасность полетов и качество, ПАО «Аэрофлот» участвует в Пулах IATA:

  • Пул контроля качества топлива (IFQP);
  • Пул контроля качества противообледенительной защиты ВС (IATA DAQCP);
  • Пул контроля безопасности наземного обслуживания (ISAGO).

В рамках вышеуказанных пулов в отчетном периоде специалистами Компании были проведены аудиты поставщиков с последующей оценкой полноты и достаточности корректирующих действий, что обеспечивает мониторинг деятельности поставщиков по сети маршрутов. По всем выявленным рискам разработаны и принимаются меры по их снижению в рамках профильных комитетов/структур Компании.

Совершенствование СМК в Группе «Аэрофлот» происходит синхронно с развитием системы оценки эффективности на базе КПЭ и результативности реализации требований внутренних и внешних стандартов системы управления, осуществляемых как в периметре ассоциации IATA, альянса Sky Team, так и Группы «Аэрофлот». В 2019 году были проведены мероприятия по развитию систем менеджмента качества авиакомпаний Группы «Аэрофлот», в том числе:

  • консультирование и методическое сопровождение подготовки к прохождению авиакомпаниями сертификационных аудитов на соответствие требованиям стандартов IOSA и ISO;
  • постоянный мониторинг выполнения дочерними авиакомпаниями требований стандартов Группы «Аэрофлот»;
  • координация и контроль выполнения требований EU ETS;
  • координация и мониторинг выполняемых мероприятий по реализации требований CORSIA.

Для дальнейшего развития СМК ПАО «Аэрофлот» внедряет инновационные подходы к управлению и оптимизирует внутренние процессы, используя инструменты, не имеющие аналогов на российском рынке авиаперевозок. Эта работа направлена на повышение качества услуг и обеспечение высокого уровня безопасности полетов для пассажиров авиакомпании.



С 1 января 2019 года ПАО «Аэрофлот» приняло на себя обязательства по выполнению требований Системы компенсации и сокращения выбросов парниковых газов для международной авиации (CORSIA), разработанной ICAO, которая предусматривает мониторинг, отчетность и верификацию выбросов парниковых газов (MRV), производимых эксплуатантами воздушных судов при международных полетах, и выполнение с 2027 года компенсационных обязательств по эмиссии СО2.

Топливная эффективность и охрана атмосферного воздуха

Одно из приоритетных направлений деятельности Аэрофлота – управление топливной эффективностью. Использование современного и топливно- эффективного парка воздушных судов способствует снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. Практически весь парк воздушных судов Аэрофлота соответствует нормам ICAO по шуму и по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

В ПАО «Аэрофлот» функционирует корпоративная система управления выбросами парниковых газов, включающая в себя систему мониторинга и учета выбросов СО2, позволяющая авиакомпании соответствовать требованиям национальной и международных систем мониторинга, отчетности и проверки объемов выбросов парниковых газов.

Мониторинг и учет выбросов СО2 ПАО «Аэрофлот» осуществляется по всей маршрутной сети в полном объеме.

В рамках выполнения требований EU ETS ПАО «Аэрофлот» ежегодно проходит верификационный аудит годового отчета по выбросам СО2, по результатам которого произведенные выбросы СО2 компенсируются посредством покупки недостающих квот на европейской бирже.

ПАО «Аэрофлот» ежегодно отчитывается об объемах выбросов парниковых газов, произведенных в результате внутрироссийских рейсов, в соответствии с Методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 30 июня 2015 года № 300.

В связи с тем, что 99% выбросов парниковых газов образуются при осуществлении авиаперелетов, для сокращения выбросов от сжигания топлива на авиационном транспорте планомерно осуществляются следующие мероприятия:

  • своевременный ремонт и замена деталей воздушных судов;
  • обновление моделей воздушных судов и замена более экономичными;
  • внедрение энергоэффективных технологий и технических решений на воздушных судах;
  • оценка возможности использования и выборочное тестирование менее углеродоемких ТЭР в качестве основных топливных источников для энергетических установок;
  • оценка возможности использования сертифицированного биотоплива;
  • оценка и анализ изменения удельных выбросов парниковых газов и энергоемкости по основным видам производимой продукции;
  • оптимизация маршрутной сети и применение новых техник пилотирования, способствующих снижению шума и выбросов загрязняющих веществ от двигателей воздушных судов в атмосферу.

В целях повышения топливной эффективности и сокращения выбросов СО2 в авиакомпании на ежегодной основе разрабатывается Программа повышения топливной эффективности и сокращения расходов на ГСМ. В рамках данной программы проводятся следующие мероприятия:

  • нормирование количества перезаправляемого топлива;
  • минимизация разности между прогнозируемой и фактической коммерческими загрузками в аэропортах отправления;
  • управление центровкой воздушного судна;
  • оптимальное использование вспомогательной силовой установки;
  • снижение расхода авиатоплива за счет сокращения объема заправляемой воды;
  • использование наземных средств кондиционирования воздуха и подогрева кабины и салонов воздушных судов при подготовке к вылету;
  • повышение аэродинамического качества воздушного судна за счет мойки его поверхности;
  • повышение эффективности работы авиадвигателей за счет выполнения мойки газовоздушного тракта.

Компания информирует пассажиров об углеродном следе при выполнении полетов: на корпоративном сайте размещен онлайн-калькулятор выбросов СО 2 , который рассчитывает степень воздействия авиаперевозки пассажира на окружающую среду.

Помимо указанных выше мероприятий для недопущения загрязнения атмосферного воздуха в Компании также регулярно ведется инвентаризация и учет стационарных источников выбросов загрязняющих веществ. Окраска деталей и компонентов воздушных судов происходит в стационарных покрасочных камерах, оборудованных фильтрами. Ежегодно проводится контроль эффективности работы данных газоочистных установок. Степень очистки выбросов на этих установках составляет 85–90%.

Прямые и удельные выбросы парниковых газов авиакомпаний Группы «Аэрофлот»

Прямые и удельные выбросы парниковых газов авиакомпании «Аэрофлот»

В результате выполнения перечисленных выше мероприятий за 2019 год ПАО «Аэрофлот» удалось сократить количество потребляемого топлива
на
17,7
тыс. тонн, что соответствует сокращению выбросов СО 2 на
55,7
тыс. тонн СО 2

Подобное снижение объемов выбросов СО 2 соответствует примерно:
286
рейсам между Москвой и Владивостоком на Boeing 777-300
6 289
рейсам между Москвой и Санкт-Петербургом на SSJ100

Участие в рейтинге CDP

ПАО «Аэрофлот» принимает участие в международном рейтинге Carbon Disclosure Project (CDP), который предусматривает раскрытие информации в сфере управления вопросами изменения климата и выбросов парниковых газов. В рамках CDP компании из разных стран представляют в едином формате сведения о своих выбросах парниковых газов и о своей деятельности в сфере изменения климата.

Рейтинг ПАО «Аэрофлот» по сравнению с прошлым годом остался на прежнем уровне (рейтинг «D» – Disclosure – показатель уровня раскрытия информации).

В целях повышения рейтинга CDP в 2019 году ПАО «Аэрофлот» разработало и внедрило корпоративную систему управления выбросами парниковых газов, в рамках которой авиакомпания проводит постоянный мониторинг прямых и косвенных выбросов парниковых газов, формирует и проходит ежегодную верификацию отчетов о выбросах парниковых газов в соответствии с требованиями ISO 14064-1.

Утверждено Руководство по корпоративной системе управления выбросами парниковых газов ПАО «Аэрофлот», а также подготовлены отчеты о прямых и косвенных выбросах парниковых газов за 2017 и 2018 годы, которые успешно прошли верификацию на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14064 третьей стороной – российским отделением одного из ведущих мировых концернов по проведению международной сертификации и верификации Bureau Veritas.

Рациональное использование водных ресурсов

Аэрофлот стремится рационально использовать водные ресурсы и снижать негативное воздействие на водные объекты. Компания ежемесячно проводит контроль эффективности работы очистных сооружений, качества сточных и поверхностных вод, сбрасываемых с очистных сооружений офисного комплекса ПАО «Аэрофлот» в Мелькисарово. В апреле 2019 года осуществлялась остановка очистных сооружений, замена фильтрующих элементов, очистка и покраска накопительных емкостей. В силу малого сброса сточных вод с территории офисного комплекса не было выявлено превышений нормативов по массовому объему загрязняющих веществ за 2019 год.

Аэрофлот своевременно раскрывает всю необходимую экологическую информацию по использованию водных ресурсов природоохранным органам.

Использование воды ПАО «Аэрофлот» * , тыс. м 3

2015 2016 2017 2018 2019
Всего 133,2 134,2 135,4 154,1 126,3
Из водоканала 133,2 134,2 135,4 154,1 126,3

Общий объем сбросов ПАО «Аэрофлот» использованной воды * , тыс. м 3

2015 2016 2017 2018 2019
Всего 134,0 134,9 136,3 151,8 109,4
Очищенная вода** 1,4 1,2 1,4 3,1 4,7
Передано на очистку другим предприятиям*** 132,6 133,7 134,9 148,7 104,7
* Данные по Москве и Московской области.
** Поверхностные стоки с территории офисного комплекса, зданий и сооружений.
*** Канализация.

Сокращение объемов отходов производства и потребления и их утилизация

Аэрофлот уделяет большое внимание организации мест накопления отходов производства и их раздельному сбору. Специалисты Компании проводят регулярные проверки состояния территорий и мест временного накопления отходов производственной деятельности, а также ведут учет образования и движения отходов производства и потребления. Все отходы вывозятся на утилизацию или обезвреживание в установленные сроки.

Компания предоставляет все необходимые отчетные документы в области экологии природоохранным органам.

В 2019 году было передано на утилизацию 10,2 тонны бумаги и картона, что позволило сохранить 102 дерева и сократить выбросы СО2 на 17,4 тонны. Также были организованы места накопления батареек на объектах Компании в Москве и на территории аэропорта Шереметьево.

Существенных разливов загрязняющих веществ ПАО «Аэрофлот» в 2019 году не зафиксировано.

В целях повышения компетентности сотрудников в области охраны окружающей среды Компания регулярно проводит семинары и вебинары по вопросам экологии.

Общая масса отходов по классам опасности, тонны

2015 2016 2017 2018 2019
Всего 9 777,2 8 852,8 8 365,7 9 949,2 8 791,0
I класс опасности 2,2 3,9 2,4 2,2 2,1
II класс опасности 1,4 4,8 6,4 5,4 3,7
III класс опасности 2 448,5 2 508,3 2 353,4 3 540,2 2 526,1
IV класс опасности 6 919,6 5 643,7 5 352,1 5 663,2 5 397,8
V класс опасности 405,5 692,0 651,4 738,2 861,3

Общая масса отходов по методам обращения, тонны

2015 2016 2017 2018 2019
Утилизация 308,5 258,7 262,2 118,3 162,0
Обезвреживание 2 325,6 2 430,1 2 247,7 3 572,6 2 565,0
Размещение на полигоне 7 138,4 6 164,0 5 855,8 6 258,3 6 064,0
Добавить в мой отчет
Добавить в мой отчет
Мой отчет (1)
Мой отчет
Скачать страницу
Скачать страницу
Отправить страницу
Отправить страницу
Распечатать страницу
Распечатать страницу
Карта сайта
Карта сайта
Интерактивный анализ
Интерактивный анализ